Сценарий районного праздника, посвящённый вручению наград за участие в муниципальном конкурсе рисунков по произведениям Павла Львовича Калмыкова

19 февраля 2014 - Администратор

Сценарий районного праздника,
посвящённый  вручению наград
за участие в муниципальном конкурсе рисунков
по произведениям Павла Львовича Калмыкова

 




Звучат песни о школьной библиотеке.
 
На экране эмблема.
Она сменяется слайдами о  Камчатке,
семейного чтения, читающих детей.



В Беринговом море Тихого океана есть остров Карагинский, ныне почти необитаемый, покрытый тундрами. Там и родился Павел Калмыков. Рос в Петропавловске-Камчатском, с детства сочинял сказки.
 Вырос, стал врачом, поехал работать в Ирбит, удивительный город, который так и просился в сказку. Ведь сочинять сказки Павел так и не бросил.
 И стоит ли бросать? Это же здорово - подмечать вокруг себя необычное, забавное, прекрасное. Окунаться в тайны истории. Давать волю фантазии - "А может быть... А что, если..."
 И когда в результате сказка сложится, да еще такая, что и детям понравится - так это ли не радость!
 У вас в руках одна из повестей Павла Калмыкова. Та самая, о невероятных событиях, случившихся в невероятном, но не выдуманном городе Ирбите.


 
Калмыков Павел - Очень правдивая сказка.   Жанр: Научная фантастика

 вышла в свет необычная чудесная документальная сказка Павла Калмыкова «Ветеран Куликовской битвы или транзитный современник».

 Об этом сказочнике не так-то много информации. Писатель-врач Павел Калмыков родился в 1964 году на острове Карагинском, что в заливе Берингова моря у побережья Камчатки, учился и получил специальность врача в г.Хабаровске, потом работал хирургом в г.Ирбит Свердловской области, а после этого - на Камчатке. А в свободное время сочинял (а может и сейчас сочиняет, хорошо бы) сказки. Пока их на его счету четыре: первая (и вторая) – «Школа Мудрых Правителей» («Очень правдивая сказка», «Истории Королятника»), о том, как на далекой планете враждующие короли отдали своих наследников в обучение к гениальному профессору-педагогу, и как королевичи в конце концов подружились. Третья повесть – «Ветеран Куликовской битвы». Четвертая – «Разноцветные медвежата».
        Сказка «Ветеран Куликовской битвы» долго ждала своего издателя, и отлично, что наконец-то она попала к Г.Прашкевичу. Сказка, написанная в конце 80-х, и сегодня читается на одном дыхании.
     Читая книгу, я сразу подумала, как же повезло городу Ирбиту. Обычно-то пишут о духе Москвы, ещё чаще героем книги становится Петербург. «Ветеран Куликовской битвы» - это целиком и полностью ода Ирбиту. Оказывается не только Ирбитской ярмаркой славится этот город, ещё и мотоциклы Урал именно оттуда, а ещё почти в каждой главе есть множество легенд, историй и анекдотов из истории Ирбита: об ирбитском Пассаже-Универмаге, о том, как были переименованы улицы Ирбита после революции, о том, какое отношение имеет периодическая система Д.И.Менделеева к г.Ирбиту… В общем, прочитав повесть П.Калмыкова, я ощутила стойкое желание разузнать что-то такое же интересное о своём родном городе. И очень захотелось в этот самый Ирбит съездить и своими глазами увидеть улицы, по которым ходил «ветеран Куликовской битвы».
   На самом деле он и не ветеран вовсе. А Хухры  Мухрыев. То есть Калды Балдыев. Или в просторечии – Кащей Бессмертный. А ещё – неуловимый хулиган, которого никак не может поймать лейтенант милиции А.Иванов, а также он - неуловимый жених бабы Яги. О том, что он делает в г. Ирбите в конце 80-х гг. (а также о тайной роли слесаря Данилы и актёра Артура Карапетяна) можно только догадываться… Хотя в конце повести отыщутся  ответы на все вопросы.

Книга эта – весёлая, разноплановая, интересная всем и всюду. Любитель сказочных сюжетов встречает там обязательных (куда ж без них?) Бабу-Ягу и Кащея Бессмертного, узнаёт тайну имени и сущности Кащея и знакомится с парой второстепенных сказочных персонажей. Фанат русской истории порадуется грамотным комментариям. Любитель краеведения, особенно свердловчанин, умоется слезами радости и благодарности. Ностальгирующий по временам поздней перестройки увидит массу подробностей тех времён, как-то Чумак с утра по телевизору, дефицит и первые проблески «капитализма». А ещё читатель побывает на постановке детского сказочного спектакля, услышит исконную ирбитскую речь, почитает стихи, приписываемые хитрым сказочником Калмыковым мальчику Олегу… В общем, возраст предполагаемой читательской аудитории ? от 10 до скольки угодно лет.
Хочется наговорить комплиментов и оформлению книги. Потому что фотографии и открытки из личного архива автора, помещённые в каждой главе – это настоящая фотоистория Ирбита и отдельный, очень интересный визуальный ряд, который можно рассматривать как отдельно от текста, так и вместе с ним, «оживляя» для себя описанные в тексте местечковые реалии. Во многом с помощью иллюстраций сказка делается по-настоящему «документальной», и ещё более интересной, потому что мир смыслов текста расширяется и углубляется с помощью фотоискусства.

Книга «Ветеран Куликовской битвы» была отмечена специальным призом Детского жюри  Хисуса конкурса «Заветная мечта» 2009 г. Детским жюри сказка была оценена как образцовая русская проза, выгодно отличающаяся даже от многих произведений-победителей своей самобытностью.

   


Добрый день, друзья мои!


Проходите, рассаживайтесь, где вам удобно, чай готов, наливайте, пейте и слушайте. Сегодня я расскажу вам о двух замечательных сказках одного писателя-врача, первая из которых, можно сказать, была написана для ваших родителей, а вторая - для вас. Может быть, это и не совсем так: обе сказки Павла Львовича Калмыкова написаны, конечно же, для детей, то есть для вас, однако их с не меньшим удовольствием прочитают и взрослые. А почему я сказал, что первая из сказок написана для ваших родителей, а вторая для вас? Потому что книжка "Школа мудрых правителей" увидела свет в 1990 году, а "Ветеран Куликовской битвы" - в 2008. Между их публикациями, таким образом, прошло почти двадцать лет, и за это время читатели первой сказки Калмыкова успели вырасти и обзавестись собственными детьми, которые, в свою очередь, теперь открывают для себя интересные книжки.
    Вы спросите, а почему же Павел Калмыков так долго ничего не писал, ведь между "Школой мудрых правителей" и "Ветераном Куликовской битвы" действительно прошло ни много ни мало - целых два десятилетия? На этот вопрос ответить может только сам писатель, я же лишь предположу, что трудная, но необходимая множеству людей профессия врача-онколога не оставляла Павлу Львовичу Калмыкову свободного времени для сочинения художественных книжек. Из истории литературы мы знаем, что среди самых талантливых писателей было немало врачей. Например, знаменитый французский поэт-предсказатель Нострадамус, или ещё более знаменитый французский же сатирик, великий Франсуа Рабле, или наши Антон Павлович Чехов и Василий Павлович Аксёнов. Это и в самом деле очень интересная тема для размышлений: врач, пришедший в литературу, однако мы сегодня в неё углубляться не будем, а поговорим о сказках Павла Калмыкова.
    Что представляет собой первая из них, "Школа мудрых правителей"? Весьма забавную пародию на политическую карту мира, но, конечно, больше всего на карту отечества, которое в то время называлось не Россией, а Союзом Советских Социалистических Республик. В ничуть не меньшей степени это игривая стилизация под целый ряд популярных и забытых сказок и фантастических произведений, где то явно, то прикровенно нет-нет да проступят знакомые мотивы. Словом, "Школа мудрых правителей" - будучи перечитана сегодня - людям старшего поколения живо напомнит не только сказки Андерсена, но и популярный лет эдак сорок, а то и пятьдесят назад фильм по пьесе Сергея Михалкова "Новые приключения кота в сапогах" или сказку Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал".
    Сказанное означает, что текст первой повести Павла Калмыкова, несомненно, постмодернистский. Для того чтобы понять философскую и культурологическую сущность постмодернизма, вам сегодня не хватит знаний, друзья мои, это - дело будущего. Пока же можно лишь попытаться указать на его общие черты. Постмодернистское произведение - это принципиально игровое произведение, чем-то похожее на собирание паззла. Только вот кусочки, из которых составляется общая картина, вовсе не обязательно могут представлять собой фрагменты одной игры. Напротив, чаще всего постмодернист складывает свой текст-паззл из разных чужих книг, фильмов, газетных статей и т.д. Вроде бы, брать чужое и выдавать за своё нехорошо, так? Конечно. Дело, однако, в том, что постмодернист не ворует, то есть не берёт чужое и выдаёт его за своё, а таким образом это взятое чужое перерабатывает, вписывает его кусочком в новую, собственную и часто очень оригинальную картину, что оно становится её неотъемлемой частью. Больше того, постмодернист принципиально не утаивает, откуда он взял фрагменты для своей мозаики, наоборот, он стремится к тому, чтобы грамотный читатель или зритель непременно узнал цитируемый текст.
    Так вот, тексты, которые цитирует, и перерабатывает, и вписывает в собственную картину Павел Калмыков, легко узнаются читателем и, безусловно, гладко вписываются в создаваемое писателем полотно. Я намеренно назвал лишь два-три источника, использованных Калмыковым. Остальные попробуйте определить сами.
А теперь коротко скажу, о чем рассказывает "Школа мудрых правителей". Рассказывает она о полутора десятках принцев и принцесс из разных королевств, собравшихся в одной школе, чтоб научиться там уму-разуму. Забавные это принцы и принцессы, которых зовут Мижа, Лита, Гольга, Доля, Журиг... Вы, конечно, уже поняли, что на самом-то деле это Миша, Лида, Колька, Толя, Шурик... Только не подумайте, что вся эта история разыгрывается в пионерском лагере, нет, нет, хотя, может и в пионерском лагере, вполне может, что именно в пионерском лагере... Н-да-с, очень даже может быть...
    Это, впрочем, не так уж важно. Важно то, что в книжке, кроме детей, есть ещё и взрослые. И вот эти-то взрослые гораздо больше, чем дети - на принцев и принцесс, похожи на королей, придворных, а ещё пуще - на говорунов из парламента, ну точь-в-точь, как у нас, решающих на заседаниях какие-то собственные задачи, а вовсе не проблемы страны и народа.
    И то: книжка-то вышла в 1990 году, в самый пик первых в новейшей отечественной истории парламентских говорилен!.. И вся страна, друзья мои, с помощью радио и телевидения, неотрывно следила за ними, то радуясь, то отчаиваясь.
    Ну и шут с ними, с сильными мира сего, а равно и мира того, калмыковского. Ребятишки интереснее! С ними интереснее! Ребятишки - хоть в Школе Мудрых Правителей, что работает где-то в вымышленной Здране, хоть в хорошо всем нам знакомом местном пионерлагере, они же не могут без приключений. И приключений в этих не очень-то волшебных, по сути, сказках Павла Калмыкова хватает с лихвой.
    Честное слово, друзья мои, я ведь уже старый человек, а читал книжки запоем, затаив дыхание, неотрывно следя за тем, что же будет с героями дальше, и радостно узнавая едва ли не на каждой странице самого себя - каким был много-много лет назад, нет, не в 90-м, а в 60-х...